Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
06.05.2024
11:57
Приветствую Вас Гость | RSS

МКОУ "Соусканихинская СОШ "          ш


Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [3]

Полезные ссылки

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 91

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » Мои статьи

Метод устной истории в изучении новейшей истории Отечества, развитии интереса к предмету и воспитании патриотизма и гражданской компетентно

Г.М.Иванова

Учитель истории и обществознания МОУ «Соусканихинская СОШ» (с. Соусканиха).

Метод устной истории в изучении новейшей истории Отечества, развитии интереса к предмету и воспитании патриотизма и гражданской компетентности личности учащихся

Никогда не стояла так остро проблема воспитания патриотизма у подрастающего поколения, как в настоящее время. Социологические исследования молодежной субкультуры показывают, что у современной молодежи развивается потребительская психология отношения к жизни, замена истинных ценностей суррогатными, девальвация такого социального института как семья, чувство патриотизма размывается. Разрушение прежней системы ценностей создает духовный вакуум, обесцениваются идеи патриотизма, самоотверженного служения Отечеству. Такое изменение в мотивации поведения, выборе когнитивно-аксиологической ориентации является показателем ухудшения нравственного, психического и физического здоровья российского общества. В связи с этим, важнейшей целью воспитания является формирование гражданской компетентности личности, т.е. чувства собственного достоинства человека, его внутренней свободы, дисциплинированности, уважения и доверия к другим людям и власти, способности выполнять свои обязанности гражданина, так как гражданская компетентность личности – это совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применять свои знания и умения на практике. Воспитание гражданственности неотделимо от воспитания патриотического. Патриотизм является одной из форм соподчинения личных и общественных интересов, единения человека и Родины, это моральная позиция, выражающаяся в любви к родине, гордости за ее успехи и достижения, в уважении к ее историческому прошлому, культурным традициям, в готовности прийти на помощь в трудные времена, отстоять ее независимость перед лицом завоевателей, пожертвовать жизнью за ее независимость и свободу. Патриотизм выражается и в критическом отношении к существующей социальной несправедливости, в желании отдать свои силы для ее ликвидации и для процветания и благополучия Отечества Чувство патриотизма помогает человеку осознать свою принадлежность к той или иной культуре, усвоить ее богатства, без чего он не может состояться как личность. Основой патриотического самосознания учащихся является знание истории Отечества.

История – одна из немногих наук, формирующих интерес учащихся к духовному и культурному наследию Отечества, приобщающих их к общечеловеческим ценностям, к осмыслению сути патриотизма. При этом ученик является не только объектом педагогического воздействия, но и субьектом поиска ответов на сложные вопросы истории и современности. История предоставляет для этого широкие возможности. В этом плане хотелось бы акцентировать внимание на историческом краеведении. Это не самостоятельный предмет школьного изучения, а метод обучения и воспитания на местном материале. Краеведческая работа проводится на уроках, факультативных занятиях, во внеклассной работе. Краеведение стало важным средством нравственного воспитания личности и патриотизма. Основные особенности школьного краеведения на современном этапе – высокая идейность, общественно полезная направленность, его поисково-исследовательский характер. Краеведение создает благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера, применение в учебной работе разнообразных элементов поиска и исследования, широкого использования местных источников и самостоятельной работы школьников, помогает учащимся осмыслить идею исторического развития, понять взаимосвязь местного и общего, а в итоге понять современность, выработать активную жизненную позицию. Краеведческий материал, как наиболее близкий, наглядный и конкретный, способствует более глубокому пониманию общих закономерностей развития общества. И наоборот, знания, полученные на уроках истории России, поднимают научный уровень местного материала. В рамках этой работы я и занимаюсь устной историей, опытом ее применения на уроках истории в целях развития интереса к предмету и воспитания гражданственности и патриотизма мне хочется поделиться.

Устная история- метод исторического исследования путем сбора материала у живущих людей. Предполагается, что данные, полученные таким образом, особенно от обычных людей, - ценный архив для современных и будущих историков. Ученые пришли к мнению, что устная история открывает огромные возможности, особенно в изучении массовых процессов, в достижении объективности оценки исторических событий. Это одно из динамично развивающихся направлений исторических исследований новейшего времени. Оно базируется на введении в научный оборот нового типа источника – на основе опроса непосредственных участников событий, живых свидетелей своего времени. [3, с.11].

Устная история зародилась на Западе, в США в журналистской среде. В последнее время устная история как самостоятельная научная дисциплина завоевывает все больше сторонников. В России первые попытки устно-исторических исследований были предприняты в конце 1980-х гг. с целью осветить «белые пятна» советской истории и одновременно поднять на новый уровень исследование ранее запретных тем (репрессии, диссидентское движение и т. д.).

В нашем крае в этом направлении работает Щеглова Т. К., доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой отечественной истории, первый проректор по учебной работе БГПА. В 2006 г. была опубликована ее работа «Методика сбора устных исторических источников», а в мае 2008 г. монография по истории Алтайского края на основе устного архива, сформированного автором в ходе почти двадцатилетних (1990-2007 гг.) полевых исследований в сельских районах края - «Деревня и крестьянство Алтайского края в 20-м веке». В своей работе я использую ее методические рекомендации. Они призваны помочь учителям истории школ края в организации творческой исследовательской работы в учебной, факультативной, кружковой и воспитательной работе с учащимися в школе, собирательской работы на основе краеведческого материала. Живая коллективная память народа – это национальное богатство, величайшая культурная ценность общества, отражающая историю целого поколения. «Живая историческая традиция народов России умирает с поколениями людей, родившихся в 1890-1920-е годы. Интервьюирование этих людей позволит не только создать новый исторический источник, но и написать историю народа, а не государства», - считает Т. К. Щеглова. [4, с. 20].

Практически нет таких исторических проблем в истории современного общества, о которых историк не мог бы получить информацию, обратившись с вопросником к различным слоям населения. Особенность устного исторического источника в том, что он содержит двойную информацию: фактологическую и оценочную, представляют интерес не сами факты, а их оценки, представления о них. При создании устного источника важно учитывать положение, которое человек занимал по отношению к рассматриваемым историческим событиям: рядовой или занимающий руководящую должность. Важна также степень сопричастности к происходящему: сам участвовал, наблюдал со стороны или на расстоянии, знает понаслышке или в пересказе непосредственных участников. Главное в создании устно-исторических архивов– правильно документировать. Нужную информацию можно найти в работах Т. К. Щегловой. В устной истории меня привлекает то, что она передает дух времени, дух эпохи, в ее основе лежит память, индивидуальная и коллективная, личная и народная, аккумулирующая жизненный человеческий опыт, связанный прежде всего с эмоциональным восприятием событий. Знания о своей семье, школе, своем районе, городе, крае являются необходимым условием укоренения детей в родной культуре. Все это наиболее всего способствует воспитанию патриотизма и гражданской ответственности по отношению к пространству малой родины и России.

Устные исторические источники я применяю на уроках истории с 2002 года как метод развития интереса к предмету, воспитания патриотизма и формирования гражданской компетентности учащихся – старшеклассников (9 - 11 классов). Использую такие формы, как анкетирование, интервьюирование очевидцев и участников событий. Наиболее приемлемыми и эффективными методами сбора исторической информации является опрос двух видов: анкетирование и интервьюирование. Проведению опроса предшествует серьезная работа. Требуется заранее подготовить вопросники, которые станут той конкретной программой, с которой школьники будут обращаться к очевидцам и участникам исторических событий по ходу их собирательской работы. Кроме этого собираем и мемуары. Продолжаем с учащимися собирать такие источники по военному и послевоенному периоду, брежневской эпохе, перестройке. Старшеклассники на основе этих документов пишут исторические сочинения на определенные темы в курсе изучения новейшей истории России: «Человек на войне», «Участие моих родственников в Великой Отечественной войне», «Жизнь и быт советских людей в послевоенное время» и другие. Мною составлены вопросники по темам: «Жизнь и быт советских людей в первые послевоенные годы», «Брежневская эпоха», «Перестройка». По другим темам отечественной истории вопросники взяты у Т. К. Щегловой (по коллективизации, раскулачиванию, по исчезающим селам). Конечно, кроме уроков по истории, устные источники используются и в интегрированных уроках: история – литература (о тоталитаризме), во внеурочной работе, на классных часах. С 2008 года стали печатать в созданной мной школьной газете «Эврика» материалы устной истории: воспоминания, интервью, результаты анкетирования. В 2010 году ученица Легачева К. заняла I место в районном конкурсе работ, посвященных 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, а осенью этого учебного года в районном конкурсе журналистских работ, посвященных Году учителя, наши учащиеся заняли все три призовых места, они использовали материалы устной истории.

Остановимся на достоинствах этого метода, позволяющих использовать его в современной практике преподавания отечественной истории.

  1. Диалогичность, связанная с проблемностью, альтернативностью, неоднозначностью устного исторического источника.
  2. Плюрализм подходов, толкований в оценке исторических событий и явлений.
  3. Устная история – хороший фактор мотивации учащихся к активному познанию истории Отечества.
  4. Открывает возможность для каждого найти свой собственный интерес в предлагаемом исследовании (например, изучить историю своего рода).
  5. Ведет к формированию исследовательских и коммуникативных умений учащихся.

Тема устной истории, на мой взгляд, актуальна, поскольку она напрямую связывает большую Родину с маленькой, помогает ощутить чувство сопричастности к истории своей Родины. Я думаю, что этот метод внесет небольшую лепту в доброе дело воспитания молодого поколения в духе патриотизма.

Литература:

  1. Вырщиков А. Н. Кусмарцев М. Б. Служение Отечеству как смысл российского патриотизма. Волгоград. 2005.
  2. Ган О. И., Клименко И. М. Методологические и культурологические аспекты патриотического воспитания молодежи в процессе освоения ею исторического опыта. Текст. Екатеринбург.
  3. Щеглова Т. К. Методика сбора устных исторических источников. Барнаул, 2006.-43с.
  4. Щеглова Т. К. Деревня и крестьянство Алтайского края. Устная история. Барнаул, 2008.-527с.
    Категория: Мои статьи | Добавил: Ivanova (30.08.2011) | Автор: Галина Михайловна Иванова E
    Просмотров: 2746 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Температурный режи
    СРЕДНЯЯ ТЕМПЕРАТУРА В МКОУ "СОУСКАНИХИНСКАЯ СОШ" +22С

    1 класс/ГКП

    Инновации

    Контакты
    Телефон: 8(38535)27-3-35 Электронный адрес: Souskanihashool@yandex.ru

    Форма входа

    Поиск

    Погода

    МКОУ "Соусканихинская СОШ" © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz